В середине 20 века французский врач-отоларинголог Альфред Томатич сделал открытие, которое в науке известно как эффект Томатиса.

И вот уже на протяжении нескольких десятилетий этот метод помогает устранить нарушения памяти, внимания, речи и поведения, проблемы обучения и другие расстройства. Слуховые тренировки по методу Томатиса направлены на то, чтобы обучить мозг воспринимать слуховую информацию более эффективно, организованно и сбалансированно. Занятия назначаются детям с нарушениями устной и письменной речи, нарушениями внимания, нарушениями аутистического спектра. Тренировки применяются не только в работе с детьми. Этот метод используют оперные певцы, которые хотят улучшить свои вокальные возможности, а также взрослые, изучающие иностранные языки и т.д.

Какие проблемы решает?

У некоторых детей нарушено восприятие звуков высоких частот. Из-за того, что ребенок нечетко слышит многие согласные звуки, нарушается формирование и его собственной речи. Еще одна проблема: не все дети могут хорошо воспринимать речь на фоне окружающего шума, например в классе. Иногда ребенок выглядит невнимательным из-за того, что его мозг не может отделить важную слуховую информацию от второстепенной.

Есть дети, которые преимущественно слушают правым ухом, есть те, которые слушают в основном левым. Правое ухо связано с левым полушарием головного мозга, в котором расположены речевые зоны. Если ребенок больше слушает левым ухом, то информация сначала поступает в правое полушарие, потом в левое, что занимает больше времени. Кроме того, по пути звуки могут немного искажаться, особенно звуки высокой частоты. Это затрудняет понимание услышанного.

С помощью тренировок можно сделать правое ухо ведущим. Это открытие, которое сделал А. Томатис, стало широко применяться и было зарегистрировано как «эффект Томатиса» во Французской академии медицины.

Как проходят занятия?
Сначала проводится оценка слуховых возможностей ребенка с помощью специальной аппаратуры и составляется  программа занятий. Оценка проводится также в середине и в конце каждого курса.
Метод удобен тем, что не требует от ребенка никаких усилий. Ребенок в наушниках слушает музыку. При этом он может заниматься любым спокойным делом: строить из конструктора, рисовать, лепить из пластилина – тренировки проходят в игровой комнате.

Специальное устройство – «электронное ухо» – позволяет модифицировать звуки музыки с помощью особых фильтров. Из обычного звука поочередно «вырезаются» то высокочастотные, то низкочастотные компоненты. При прослушивании музыки эти изменения практически незаметны. Но когда ребенок слушает такую запись, мышцы его среднего уха тренируются путем поочередного напряжения и расслабления.

Во время тренировок ребенок слышит музыку через наушники, кроме этого, звук передается с помощью специального виброустройства, прикрепленного к наушникам. Это называется костная проводимость. Благодаря костной проводимости звук попадает прямо во внутреннее ухо. Так внутреннее ухо готовится к восприятию звука, передающегося через наружное ухо и барабанную перепонку.

Существуют ли противопоказания?
Противопоказанием для проведения могут  являеться судорожная готовность и острый период любого заболевания. Чтобы  исключить судорожную готовность, необходимо сделать ЭЭГ непосредственно перед началом курса массажа.